Согласно дальним прогнозам, в связи с развертывающейся борьбой транснациональных сил за сохранение контроля над распределением сокращающихся энергоресурсов и за их новый передел на планете, Россия может стать одной из главных арен ожесточенной схватки за источники сырья и другие ее природные богатства.
В последнее десятилетие XX века в концепциях современных войн военными теоретиками значительная, а иногда и решающая роль отводится оружию высокоточному обычному и основанному на новых физических принципах, прежде всего нелетального воздействия. Приведем перечень видов последнего: лазерное оружие; источники некогерентного света; СВЧ-оружие; инфракрасное оружие; средства радиоэлектронной борьбы; средства информационной борьбы; высокоточное оружие нового поколения (так называемые интеллектуальные боеприпасы); биологическое оружие нового поколения, включая психотропные средства (воздействуют на психику и поведение людей); биотехнологические средства; химическое оружие нового поколения; метеорологическое, геофизическое оружие; оружие электромагнитного импульса; парапсихологические методы.
Анализ состояния работ по созданию такого оружия свидетельствует, что значительная его часть — информационное, психологическое, психотропное, метеорологическое, геофизическое, высокоточное с повышенной дальностью и точностью — может быть использована для воздействия по тылам противника с тем, чтобы разрушить экономический потенциал, информационное и энергетическое пространство, привести к локальным изменениям климатических условий среды обитания, нарушить психическое состояние людей, создать панические настроения.
Важной особенностью будущих военных конфликтов является отдача предпочтения так называемым дистанционным действиям перед контактными, которые сводят до минимума боевое соприкосновение с противником, повышая удельный вес поражения на дальних подступах (например, без вхождения в зону ПВО). Эго может, очевидно, привести к исчезновению четкого разделения фронта и тыла.
Военные теоретики не исключают полностью возможности применения ядерного и других видов оружия массового поражения. Военными доктринами всех ядерных государств предусматривается так называемое ограниченное применение атомного и термоядерного оружия. В новой военной доктрине России, принятой в 2000 г. закреплено ее право на применение этого оружия первой в особых случаях.
Следует учитывать, что и обычное (неядерное) высокоточное оружие может вызвать последствия, соизмеримые с результатами применения традиционного ОМП. Это обусловлено тем, что в ходе военных конфликтов целями будут не только чисто военные объекты (например, пусковые установки, аэродромы и т. д.), но и объекты экономики, пункты управления, узлы связи, транспортные узлы, энергосистемы, оборонные предприятия, системы жизнеобеспечения населения.
В последнее время заговорили о так называемых нетрадиционных, или гуманных войнах, в которых предполагается использовать несмертельные (нелетальные) виды оружия. В этих войнах (их прообразом является агрессия стран НАТО против Югославии в 1999 г.) будут в массовом порядке уничтожаться сооружения, мосты, техника, управляющие системы, а люди оставаться «практически» невредимыми. При этом командование НАТО в «гуманных» целях даже заблаговременно информировало население Югославии о тех объектах, по которым будет нанесен точечный удар.
Возможно, что подобные войны и будут способствовать снижению прямых потерь среди мирного населения, однако поскольку при этом разрушаются элементы среды обитания, большое число жертв появится именно в результате резкого ухудшения качества последней.
Особого внимания требует проблема терроризма причем как государственного, так и осуществляемого незаконными группировками. При этом, как правило, объектом террористических акций становится мирное население. Этому есть примеры из прошлых войн или вооруженных конфликтов: бомбежка Дрездена, удары ФАУ-2 по Лондону, ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки, война во Вьетнаме, рейд чеченских боевиков в Буденовск, взрыв хлорной емкости в Грозном и т. д. Все чаше целями нападения являются окружающая среда и сис-
темы жизнеобеспечения населения (теплоэнергетика, водоснабжение, газоснабжение и т. д.). По мнению рада ведущих специалистов, в скором времени воздействие на среду обитания населения противостоящего государства может стать одним из основных видов боевых действий.
Все более настойчиво заявляет о себе терроризм и в мирное время, демонстрируя подчас весьма опасные его формы: применение ОВ в Токийском метро, взрывы жилых зданий в Москве, Буйнакске и Волгодонске (1999), а также взрывы небоскребов в США (2001) повлекшие за собой крупные разрушения и многочисленные жертвы, угрозы взорвать АЭС и гидротехнические сооружения.
В любом случае, какими бы средствами не велась война, ее целью прежде всего является нарушение экономического, экологического и социального баланса территории, против которой направлены военные действия. Самыми тяжкими являются нарушения экологического баланса территории. Если экономическую структуру можно восстановить при наличии достаточной базы денежных и трудовых ресурсов, то пострадавшая природная среда будет еще долгое время сохранять отголоски военных действий, временами продлевая отрицательное воздействие на местное население (особенно ярко это прослеживается в случае применения вдерного, биологического, химического, и других подобных видов оружия).
Академик Н. Н. Моисеев сформулировал понятие экологического императива как совокупности таких нарушений равновесия природы, которые могут повлечь за собой дальнейшие неконтролируемые человеком изменения характеристик биосферы, сделать существование человека на Земле невозможным.
Иначе говоря, экологический императив — это та запретная черта во взаимодействии с природой, преступать которую человечество не имеет права ни при каких обстоятельствах. Одним из примеров такого запретного рубежа может быть война с крупномасштабным применением адерного оружия.
Рассматривая экологический императив опасной для природной среды военной деятельности, следует отметить, что, конечно, принятие решений о применении того или иного вида оружия массового поражения при ведении боевых действий — прерогатива высшего руководства страны. При этом принимаются во внимание международные конвенции и другие документы, регламентирующие деятельность мирового сообщества в области предотвращения опасных антропогенных воздействий на окружающую среду, обеспечения экологической безопасности и защиты от вредных факторов.
Что касается органов военного руководства, то они обязаны учитывать требования экологического императива при планировании и ведении операций, а также боевых действий, но, рассматривая вопросы применения оружия, поражающее действие которого способно вызвать тяжелые последствия для природы, руководствуются решениями, принимаемыми на государственном уровне.